С 1 сентября 2022 года изменились нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
Благодаря этому закону учителя работают с минимальным количеством документов, напрямую связанных с образовательным процессом: это рабочая программа и классный журнал. Преподаватели кружков и секций заполняют также журнал внеурочной деятельности, классные руководители – план воспитательной работы. По запросу педагоги могут писать характеристики на обучающихся. За ведение остальной документации отвечают административные работники. Данный перечень утвержден приказом Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582.
Закон дает образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот. Таким образом, школы смогут не предоставлять бумажные версии документов, а в случае запросов им не нужно будет дублировать информацию, которая уже отражена на сайте школы.
Введение дополнительного перечня документации для заполнения учителем возможно на уровне региона только по согласованию с Министерством просвещения России.
Федеральный уровень.
Горячая линия Рособрнадзора по вопросам документационной нагрузки на педагогических работников продолжает работу.
При этом необходимо указать регион, школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Горячая линия Рособрнадзора по вопросам документационной нагрузки на педагогических работников продолжает работу. В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии: stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru При этом необходимо указать регион, школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Нормативные документы:
В перечень включены:
рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
журнал учета успеваемости;
журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
характеристика на обучающегося (по запросу).
О снижении документационной нагрузки учителей от 18.12.2020 г.
Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки в системе образования
В ходе эксперимента будут апробированы новые подходы. Алтыникова, которая является руководителем-координатором межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, отметила, что в нем будут участвовать 22 школы из шести регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Пензенской, Нижегородской и Новосибирской областей.
Сейчас разработаны поправки в закон об образовании, которые наделят Минпросвещения и Минобрнауки правом формировать перечни обязательной документации для педагогов и образовательных организаций всех уровней. Также планируется разработать типовые формы документов, которые будут более понятными.
Нужно решить четыре основные задачи:
• уменьшить объема базовой документации, которую ведут учителя;
• уменьшить объемы мониторинга в системе образования;
• оптимизировать информационные системы;
• сократить количество запросов в образовательные организации.
Алтыникова анонсирует, что лишние документы будут отброшены до 1 марта 2024 года.
Региональный уровень.
Школьный уровень.
Школьный телефон горячей линии по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов
Контактный телефон: +7 (84542) 4-11-68
E-mail: ark2school@yandex.ru