МБОУ-СОШ №2 города Аркадака
Саратовская область, город Аркадак
  • Информационная безопасность

    Интернет предоставляет детям невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее, с использованием Интернета также связаны риски. Защита детей от негативной информации должна быть общим делом, как для школы, так и для родителей. Как снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка.

    Правила поведения в социальных сетях

    Мониторинг социальных сетей обучающихся

    Порядок мониторинга социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, склоняющей обучающихся к асоциальному поведению


    1. Основные положения
    1.1. Порядок мониторинга социальных сетей по выявлению факторов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению (далее - мониторинг), разработан в целях анализа и оценки социальных сетей, посещаемых детьми, по своевременному выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страницах социальных сетей несовершеннолетних.
    1.2. Задачами мониторинга является: определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся образовательной организации; выявление несовершеннолетних, являющихся условными лидерами (наиболее популярных пользователей); выявление признаков девиантного поведения несовершеннолетних.
    1.3. Предметом мониторинга является информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, а именно: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющая прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего; побуждающая детей вступить в различные секты.


    2. Механизм осуществления мониторинга
    2.1. Обязанность педагогов осуществлять мониторинг социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определяется приказом директора образовательной организации.
    2.2. Мониторинг осуществляется на основе данных, получаемых педагогами в социальных сетях, расположенных в сети «Интернет», к которым могут относиться: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace, Instagram, Twitter , ДругВокруг, Twich, Likee, Tik tok «Мой Мир» на почтовом сайте mail.ru, а также переписываться в мессенджерах - WhatsApp, Viber, FacebookMessenger, Skype, ICQ, GoogleHangouts, Telegram, Snapchat и др.
    2.3. Мониторинг осуществляется не реже 1 раза в месяц, а в отношении несовершеннолетних, стоящих на различных видах профилактического учета, не реже 1 раза в неделю.
    2.4. Анализу на странице социальных сетей несовершеннолетних подлежит: наличие терминологии, используемой в среде потребителей наркотических средств и психотропных веществ, деструктивных сообществах; наличие в аккаунте информации, свидетельствующей о возникновении у несовершеннолетнего негативных эмоций, а именно гнева, печали, страха, отвращения, презрения, горя, стыда, вины; наличие групп с агрессивными концепциями, склоняющих к противоправным действиям и т.п., «окружение, друзья подростка». Каждая страница пользователя содержит комментарии на так называемой «стене», которые характеризуют круг интересов, увлечений, актуальных на данный момент проблем, манеры общения в сети.
    2.5. Исследование социальных сетей осуществляется в следующем порядке.
    2.5.1. В случае «Открытого профиля» (аккаунт доступен для просмотра пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем, чей аккаунт изучается и доступном для просмотра) осуществляется изучение информации на главной странице аккаунта несовершеннолетнего (в том числе разделы «Фотография профиля», информация размещенная на основной стене аккаунта «Все записи»), а также изучение информации, размещенной в специализированных вкладках на странице несовершеннолетнего (в том числе разделы, «Фотографии», «Подробная информация о себе», «Жизненная позиция», «Личная информация», «Аудиозаписи», «Закрепленная информация», «Подписки»).
    2.5.2. В случае «Закрытого профиля» (аккаунт не доступен для просмотра пользователей, не состоящих в «друзьях» с пользователем) осуществляется изучение доступной информации, в том числе: основное фото, «статус» (в случае наличия), доступная для просмотра «информация о себе» («День рождения», «Город», «Место учебы»). В случае «Закрытого профиля», с целью его изучения рекомендуется добавиться к несовершеннолетнему в друзья.
    2.6. Исследование проводится с использованием маркеров риска, то есть признаков, связанных с повышенной вероятностью нахождения ребенка в социально-опасном положении, актуализируемых с учетом структурных и функциональных изменений в исследуемых социальных сетях и направляемых в образовательные организации.


    3. Результаты мониторинга
    3.1. При обнаружении на изученных страницах социальных сетей пользователей информации, указанной в п. 1.3 настоящего Порядка, или «окружения и друзей» несовершеннолетнего сомнительного вида педагог незамедлительно сообщает о выявленных фактах заместителю директора по ВР образовательной организации.
    3.2. Факт выявления информации запрещенной для распространения среди детей педагог фиксирует в форме служебной записки, в которой указываются электронные ссылки на социальные сети, расположенные в сети «Интернет», приложением к которой являются скриншоты соответствующих изображений.
    3.3. Ежемесячно до 3 числа каждого месяца, следующего за отчетным, педагог предоставляет информацию заместителю директора по ВР образовательной организации по установленной в учреждении форме. 

    Угрозы информационной безопасности

    • Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

      Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.
    • Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.
    • Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.

      Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

      Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность

    Документы

    • Все документы
    • Нормативные
    • Памятки
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie